
Никто не идеален, у каждого человека найдется что-то, что ему не нравится в себе. Наша задача, как фотографов, скрыть недостатки и проявить достоинства человека. О недостатках мы можем судить по тому, как человек выглядит или же чего стесняется. Мои примеры основаны на замечательной книге Клейгорна – "Портретная фотография", советую почитать)
Лысина
Если вы используете подсветку волос сзади, то вероятно лысина будет блестеть и акцентировать внимание на себе. Чтобы этого избежать, нужно: 1) использовать рассеянный мягкий свет (софтбокс), 2) снизить мощность вспышки. Если проблема не будет устранена, значит источником бликов был другой прибор. В таком случае можно использовать черный флаг или рассеиватель, чтобы ослабить отраженный свет от источников.
Если вы снимаете на природе, и контровым источником является солнце, то установите между солнцем и моделью рессеиватель. Если день очень солнечный, снимайте в тени. Либо подсветите лицо переносной вспышкой, закрыв дифрагму на 2 деления по сравнению с той, которая требуется для съемки без вспышки.
Яркий блик привлекает внимание к недостатку.
Смягчение блика и уменьшение мощности вспышки.
Очки
Большой проблемой для фотографа является рисующий свет, отражающийся в очках. В таком случае нужно будет переставить рисующий свет, двигая его до тех пор, пока блики не исчезнут полностью, однако это повлечет за собой и изменение общего рисунка освещения.
Большой блик. Источник рисующего света – октобокс, установлен близко к камере, глаз почти не видно из-за отражения софтбокса в очках.
Средний блик. Рисующий свет установлен под углом 45 градусов к модели, блик приемлем для большинства портретов.
Малый блик. Для этого нужно переместить рисующий свет немного выше и дальше от камеры. Блика почти не видно, но и мы получили почти черную тень, мало проработаны детали в тенях.
- Если у клиента очки с затемненными линзами, убавьте свет в студии, а пилотную лампу установите на минимальную яркость, чтобы очки не затемнялись.
- Чтобы исключить блики в очках, расположите дужку чуть выше обычного ее положения над ухом, изменяя тем самым угол наклона стекол.
Поднятые дужки. Изменен угол наклона стекол и уменьшено количество бликов.
Естественное положение дужки очков.
Двойной подбородок
Самый простой способ «избавиться» от толстой шеи и двойного подбородка – это снимать с более высокой точки, попросив клиента смотреть немного вверх. Таким образом подбородок поднимается, а шея вытягивается. Еще один способ – попросить человека положить голову на локти.
Двойной подбородок. Точка съемки – на уровне глаз, кожные складки на шее хорошо видны и чрезмерно преувеличены.
Удлиняем шею. Снято с высокой точки, человек смотрит вверх и шея кажется длиннее.
Вес
Очень немногие из нас имеют тот вес, какой хотели бы, поэтому нам важно знать, как скрыть полноту и показать человека стройнее.
Самый простой способ – творчески использовать тень, применяя узко направленные источники или жесткий свет.
Второй способ – поместить между камерой и клиентом какой-нибудь дополнительный объект – другого человека, растение или стол.
Лучше фотографировать на темном фоне и в темной одежде – это тоже хорошо скрывает недостатки.
Угол съемки тоже способен зрительно менять размеры тела. Человек будет выглядеть стройнее, если развернуть его под небольшим углом к камере, но не в профиль и не в фас.
Уменьшаем полноту. Корпус развернут под небольшим углом.
Избегайте снимать тучных людей в профиль, это лишь подчеркивает их полноту.
- Если у человека двойной подбородок, снимайте с высокой точки.
- При съемке тучных людей используйте освещение в темной тональности, чтобы не акцентировать внимание на его фигуре - человек будет казаться стройнее.
- Чтобы скрыть, что один из портретируемых значительно тучнее второго, поставьте более худощавого перед ним.
- Всегда разворачивайте корпус под небольшим углом к камере, если хотите, чтобы человек выглядел стройнее.
Прищуренные глаза
Человек щурит глаза в двух случаях – либо в силу врожденных лицевых особенностей, либо от яркого света – солнечного или лампы-пилота.
В первом случае нужно попросить клиента немного наклонить подбородок или же самому поднять камеру выше, чтобы человек смотрел вверх и глаза были раскрыты шире.
Во втором случае нужно сделать освещение равномерным (если вы на природе) или же уменьшить мощность пилотной лампы (если в студии).
Разные по размеру или "сонные" глаза
У многих людей один глаз чуть больше другого. В этом случае попросите клиента принять позу в две третьих, повернувшись к камере меньшим по размеру глазом. Согласно законам перспективы, меньший глаз будет казаться немного больше, чем он есть на самом деле, и оба глаза будут выглядеть примерно одинаковыми по размеру.
Случай с «сонным» глазом гораздо сложнее, поскольку веко в такой ситуации всегда выглядит полузакрытым. Лучше всего развернуть лицо так, чтобы половина с «сонным» глазом располагалась как можно дальше от камеры. Снимать при этом нужно с более высокой точки, чем обычно. Если и это не поможет, погрузите ту сторону лица, где находится «сонный» глаз, в тень.
Инвалиды
Вы всегда должны проявлять уважение в общении с заказчиками, это особенно важно при съемке людей с физическими или умственными недостатками. Люди, прикованные к инвалидной коляске, могут пожелать сфотографироваться как в собственной коляске, так и в более непринужденной обстановке. Если вы снимаете портрет в инвалидной коляске, следите, чтобы хромированные детали не создавали яркие блики.
Люди с психическими расстройствами часто не в состоянии полностью контролировать себя, ониимеют слишком подвижную мимику и активно жестикулируют руками. Убедитесь, что в кадре нет глубоких теней, и снимайте на коротких выдержках - в те моменты, когда лицо и руки человека находятся в состоянии покоя.
Большие уши
Самое простое решение этой проблемы – прикрыть уши волосами, используя при этом освещение в средней тональности, чтобы не выделять уши на фоне светлого заднего плана. Идеально положение лица в две трети или три четверти при узком или боковом освещении. Можно также отключить подсветку волос, чтобы не привлекать к ушам дополнительного внимания. Если у человека уши разной величины, поместите большее по размеру ухо в тень, а меньшее ближе к камере.
Большой нос
Очертания носа всегда будут преувеличены грубой тенью, поэтому используйте источники мягкого света, например, большой софтбокс, расположенный рядом с камерой, - чтобы освещение стало равномернее и не было теней. Передвигайте источник света до тех пор, пока очертания носа не сгладятся и тень от него станет минимальной. Если вы снимаете лицо в три четверти, следите, чтобы нос не выступал за дальнюю щеку. Никогда не снимайте человека с длинным носом в профиль, если только он или она сами не попросят об этом.
Разница в росте
При фотографировании двух или нескольких людей, сильно отличающихся по росту, самый простой способ решить эту проблему - посадить более высоких. Никогда не предлагайте взрослым людям невысокого роста встать на лестницу или скамеечку.
Большая разница в росте на снимке гораздо заметнее, чем в жизни, но, чтобы скрыть ее, у фотографов есть несколько простых приемов.
Жесткое кадрирование. Когда высокий человек сидит, проще расположить людей рядом друг с другом. При творческом использовании кадрирования разница в росте становится менее заметной.
Естественная разница в росте. Один из способов сократить разницу в росте - дать возможность более высокому человеку прислониться к стене. Если более низкий при этом стоит прямо, скрадывается около 12-15 см.
Уменьшение разницы. Чтобы сократить разницу в росте еще сильнее, попросите высокого человека присесть.
Теперь вы знаете маленькие хитрости, которые можете использовать на практике и добиваться лучших результатов и восхищения со стороны довольных клиентов :)